Успеть все. Как навести порядок в планировании
Специалисты по управлению временем считают, что любой план – это прежде всего принятие решений! Часто рабочим планом мы называем список дел на день. Наличие перечня «что сделать», из которого к концу дня вычеркиваются выполненные дела, уже что-то! И это точно лучше отсутствия плана вообще или бессистемных записок на столе.
Давайте
попробуем вместе навести порядок в вашем планировании. Итак, будем считать, что список дел у нас имеется. Проанализируем, что это за дела.
Первый критерий анализа – ваши жизненные Цели. Цели с большой буквы, те стратегические рубежи, к которым мы идем не один год. Сопоставьте дела, которые вы запланировали на сегодня, со своими Целями. Есть ли среди них те, которые приближают вас к выполнению этих Целей? Если нет, стоит задуматься!
Конечно, добиваться того, чтобы каждое наше дело обязательно приближало нас к достижению жизненной Цели – утопия. Не секрет, что всем нам в течение дня приходится выполнять много текущей, рутинной, циклично повторяющейся работы. Однако, если 1–2 дела из ежедневного списка работают на достижение Цели, вероятность ее приближения велика. Старайтесь каждый раз в своем рабочем графике находить место для таких дел.
Например, если ваша Цель – «Через 3 года в совершенстве овладеть английским языком», ежедневно планируйте: «Выучить 5 новых слов».
Но только обязательно каждый день!
Рекомендую записать жизненные Цели на первой странице ежедневника. Каждый раз, задавая себе вопрос: «А что сегодня я делаю для достижения своей Цели?», вы сможете заглянуть на эту страницу и произвести ревизию.
Вторым критерием анализа может стать расстановка приоритетов. Попробуйте отметить в вашем списке дел на день любым удобным для вас способом (лучше цветом) три категории дел: А – важные и срочные; Б – важные, но не срочные; В – срочные и не важные. Напомню:
А – эти дела выполняем в первую очередь. Их переизбыток может привести к перегрузке и нарушению оптимального рабочего режима.
В – стараемся делегировать: целиком или частично. Перевес этих дел делает нашу работу суетливой и бессистемной.
Б – это как раз те дела, которые работают на перспективу и, как правило, соотносятся с вашей Декларацией. Старайтесь каждый день осуществлять 1–2 дела этой категории. Поверьте, вы всегда сможете найти для них время, если будете помнить об этом.
Поскольку
дела Б сами по себе достаточно масштабные, в плане дня лучше расшифровать, какую часть этого дела вы запланировали. Например, вместо «Найти курсы для изучения языка» лучше записать: «Поиск курсов английского: собрать все рекламные материалы по курсам и сайты с отзывами о них».
По статистике планированию работы следует отводить 1% рабочего времени. Это около 5 минут ежедневно. Конечно, если вы начинаете с нуля, процесс планирования будет чуть дольше. Зато каков эффект!
Итак, мы с вами подвергли ваш план анализу и расставили в нем приоритеты. Пора действовать! Попробуем и этот шаг выполнить рационально.
Насколько подробным должен быть план?
Это тоже очень индивидуально. Первый совет – не стоит включать в свой план ежедневные, цикличные дела. Вносите только дела, требующие вашего внимания. Второй совет – реально спланировать можно лишь 60% рабочего времени. Остальные 40% уйдут на срочные дела, непредвиденные ситуации, беседы, длительность которых предположить сложно.
В каком порядке приступать к реализации запланированного?
Некоторые из нас наиболее продуктивно работают утром, другие днем или к вечеру. Определите для себя время эффективности и соотнесите его с вашим расписанием. Дела, требующие сосредоточенной работы или более длительного периода выполнения, лучше выполнять именно тогда.
Что делать, если план не выполнен?
Здесь хочется сослаться на «правило 80/20» известного социолога В. Паретто. Оно гласит: «Если все предметы разместить в порядке их ценности, то 80% ценности приходится на предметы, составляющие 20% от их общего числа».
Как правило Паретто применимо к планированию? В списке из 10 дел 2 дела обеспечат вам 80% успеха. Если эти 2 дела вы выполнили – все в порядке. Спокойно переносите остальные! В любом случае план не догма, его невыполнение скорее повод для анализа, чем причина для самобичевания.
Кстати, правило универсально и работает в разных сферах: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата; 80% прибыли дает 20% ассортимента; 80% доходов приносят 20% эффективных менеджеров; 80% пропущенного по болезни времени приходятся на 20% работников и т. д.
Как лучше фиксировать результаты планирования?
Вряд ли можно говорить о том, как лучше. Главное, чтобы это был удобный для вас способ. Можно фиксировать планы в электронном виде, например в мобильном телефоне или Outlook, можно использовать ежедневники, специальные планинги, а можно просто рисовать в блокноте или на листе различные таблицы, схемы.
Достаточно ли только ежедневного планирования?
Сегодня мы рассмотрели планирование рабочего дня. Однако вы наверняка заметили, что, говоря о планах на день, мы расставляли приоритеты и сверяли их с нашими стратегическими целями. А это уже перспективное планирование! Кроме того, есть индивидуальная специфика определения периодов, например у бухгалтера это год, квартал, месяц, день. В идеале должны быть перспективные (с обозначением главных приоритетных направлений деятельности) планы на год, квартал, месяц. Причем каждый следующий детальнее предыдущего.
Вообще, для многих, заставших советские пятилетки, слово «план» вызывает не самые приятные ассоциации. Помните: «План – закон. Выполнить его – обязанность. Перевыполнить – долг». То, что мы «должны» и «обязаны», незамедлительно вызывает у нас внутреннее сопротивление. Так уж мы устроены. Поэтому попробуйте принять мои рекомендации планирования как современный, эффективный и действенный инструмент, который поможет вам управлять временем, повысить свою эффективность и получать от работы удовольствие!