Сделать стартовой  |  Добавить в избранное
 
полезные советы
 
 
 
 
  Панель управления пользователя
       
  Поиск :
Логин: Пароль:  
Напомнить пароль?
популярные статьи
» Маркировка пластиковой посуды
» Переплет книг в домашних условиях
» Ориентирование по солнцу, луне и звездам
» Родственные связи. Кто кому кем приходится?
» Точечный массаж при насморке
» Как проверить золото на подлинность в домашних условиях
» Как самому сделать клей
» Как отличить фальшивые доллары
» Штрих коды товаров
» Гамак своими руками
новости партнёров
Полезные советы » Важные мелочи » Учимся говорить "нет"
 
Учимся говорить "нет" Важные мелочи
 
 
 

Учимся говорить "нет"

Учимся говорить "нет"Желая помочь близким и друзьям, мы подчас не замечаем, что упускаем вещи, важные лично для нас. Боясь показаться черствым, не можем отказать коллеге по работе, хватаемся за решение задач, не касающихся нас напрямую, а выполнение собственных дел откладываем на потом. Как не позволить себе попасть в ловушку чужих проблем? Почему нужно уметь говорить слово "нет"? Попробуем научиться отличать важное от второстепенного, действительное от надуманного вместе с опытным бизнес-тренером Татьяной Курдюмовой.

"Нет" - это не ответ?

"Кто принадлежит всем, не принадлежит себе". Автор этих слов - испанский философ, священник Бальтасар Грасиан, живший в XVII веке. Выходит, вопрос безотказности стоял уже тогда.

Психологи утверждают, что меньше всего умеют отказывать люди, сильно зависящие от мнения окружающих, и те, кому не хватает внимания, любви и заботы. Те, кому легче взвалить на себя груз чужих забот, чем отказать, с трудом планируют собственную жизнь, не могут полноценно контролировать ее. Они распыляются на нужды друзей и коллег, готовы в любой момент пожертвовать своим личным временем - вдруг без них не обойдется! И знакомые, зная о такой отзывчивости, периодически пользуются ею.

Причины, по которым человек, не раздумывая, погружается в дела ближних, могут быть разные. Кого-то с детства приучали быть отзывчивым и неравнодушным. Кто-то не может устоять перед уговорами. Кто-то не хочет показаться неучтивым. А кто-то и вовсе побаивается однажды остаться наедине со своими трудностями.

- Татьяна, правда ли, что говорить "нет" лучше получается у людей черствых?
- Скорее, осторожных. Отказ в большей степени говорит о том, что человек не хочет или не готов брать на себя ответственность или просто в данную минуту не знает, что конкретно он может сделать. Присмотритесь, и вы убедитесь, что подавляющее число людей, поначалу отрицательно отвечающих на вашу просьбу, спустя какое-то время сами предлагают помощь. А первоначальное "нет" означает, что человеку нужно подумать, все взвесить и решить, как и чем он может быть вам полезен.

- А надо ли вообще вникать в чужие проблемы?
- По моему убеждению, в помощи лучше не отказывать. Это нехорошо, а иногда и недальновидно. Человек идет к нам с просьбой не для того, чтобы получить отказ. Просить - это не очень приятно. Но в жизни мы нередко действительно нуждаемся в поддержке, и часто конкретных людей. Да и помогать следует корректно, аккуратно - чтобы не навредить.

Объясни, обоснуй

В общении с детьми мы чаще используем обоснованное или прямолинейное "нет". Важно, чтобы короткий и ясный отказ звучал после всех необходимых аргументов, а не наоборот. "Мама, я пойду погулять, а потом сделаю уроки - Нет. - Почему? - Потому что сначала нужно сделать уроки. - Мам, ну я ненадолго! - Нет".

От излишнего участия в жизни друзей также можно скрыться за обоснованным "нет": "Я не могу сделать это за тебя, важно, чтобы ты сама это сделала". Чувствуете, что на самом деле справятся и без вас, - можно воспользоваться отсроченным "нет". Когда человек сам эффективно решит свою задачу, вас можно будет только поблагодарить за то, что дали ему шанс проявить состоятельность.

- Просить неприятно, однако некоторые спокойно переступают через это. И однажды ты понимаешь, что тобою пользуются…
- Да, так бывает. Но ведь пользоваться собою мы не каждому и не всегда позволим, правда? Если отношения для нас ценны, мы идем на разные уступки и даже порой разрешаем злоупотреблять своей отзывчивостью.

Подруга в тридцатый раз просит вас отвезти ее в "Икею" за новыми горшками для цветов? Просто подумайте, хотите вы этого в данный момент или нет, и не злитесь, что она использует вас в качестве извозчика. Хотите пообщаться и заодно помочь - сделайте это, а нет - спокойно откажите. Подруга найдет с кем съездить. Другое дело, когда она обращается к вам с серьезной жизненной проблемой. Тогда нужно действительно что-то сделать, хотя порой достаточно просто выслушать человека.

- Речь идет о личных отношениях. А как быть с рабочими?
- Здесь все несколько сложнее. Например, главному бухгалтеру важно уметь не столько говорить "нет", сколько отличать первостепенные задачи от второстепенных. Бывает, необходимо именно ваше содействие как специалиста - ну вот не может никто лучше вас вопрос решить! Но зачастую бухгалтера просят совсем не о том, что входит в его профессиональные обязанности.

Конечно, когда компания небольшая или находится еще в "младенческом" возрасте, разграничение обязанностей выражено не явно: все делают всё. Чем компания старше и больше, тем лучше прорабатываются системы взаимодействия в коллективе. И если к вам подходит менеджер из отдела продаж и просит срочно распечатать статистику торговых сделок с такой-то компанией за такой-то период - вероятнее всего, вы сами еще не приучили коллег во избежание авралов обращаться с подобными просьбами заранее.

Регулярно выполняя внезапные и "очень важные" просьбы, вы рискуете потратить впустую все свое драгоценное время. Здесь "нет" будет иметь скорее назидательный характер - как последнее предупреждение: "Коллеги, готовьтесь к важной встрече заблаговременно!" Не упрекайте себя в черствости - это не отказ, а просьба относиться к вашей работе с уважением.

- Вы говорили, что "нет" имеет различные окраски. Каким оно бывает?
- О, это очень интересно. Бывает прямолинейное "нет". Так отказывают, когда иного выхода не существует. Вы физически не можете посодействовать, или то, о чем вас просят, идет вразрез с вашими принципами. При этом не считаете нужным объяснять причины отказа и имеете на это полное право.

Учимся говорить "нет"Но бывает так, что вы искренне сожалеете о вынужденном отказе. "Я понимаю, как важно это для тебя, но, увы, ничего не могу сделать", - согласитесь, это уже другое "нет", так называемое рефлексивное. Его приходится использовать, когда мы не можем помочь в чем-то важном.

А для большинства случаев подходит обоснованное "нет". Отказывая, вы кратко излагаете причину: "Я не смогу, в ближайшие дни очень занята". В зависимости от того, насколько для вас вообще важно поучаствовать в судьбе своего друга или коллеги по работе, это "нет" может трансформироваться в отсроченное: "Я непременно помогу тебе, но не сегодня". Или даже: "Я сделаю это обязательно, только завтра!" - это уже компромиссное "нет", когда вы хотите помочь, но не можете сделать это немедленно или желаете еще немного поразмыслить.

Ну и, в конце концов, дипломатичное "нет": "Давай-ка подумаем, как еще мы можем здесь поступить". Такой ответ мы даем, например, если видим более удачный выход или знаем кого-то, кто поможет лучше.

Кстати, обязательно следует учитывать, что разные "нет" мы говорим в разных ситуациях и разным людям. В отдельных случаях его вообще не следует произносить.

- В каких, например?
- Глупо и бессмысленно отвечать категорическим отказом на просьбу вашего руководителя. Даже если вас просят о чем-то, что не относится прямо к вашим обязанностям, директору лучше сказать: "Простите, один момент", - и за это время собраться с мыслями. Если уж очень хочется ответить отказом, благоразумно воспользоваться отсроченным, компромиссным или дипломатичным "нет".

Вас вынуждают сделать срочную работу, отставив на время ее выполнения другую, не менее важную? Сравните степень важности - что вы и компания приобретаете и что теряете в каждом отдельном случае - и действуйте исходя из этого. Не позволяйте давить на себя авторитетом или жалостью, не ставьте вперед второстепенные задачи.

- Татьяна, а стоит ли проверять просителя на искренность?
- Еще как стоит! Особенно если речь идет о работе. Подобно тому как иные вопросы содержат в себе ответ, некоторые просьбы уже подсказывают вам, что лучше отказаться. Как только понимаешь, что человек лукавит, отказывать просто.

Присмотритесь: человеку действительно необходима ваша помощь? Или же он просто ищет, кто бы выполнил за него работу, решил его проблемы? Если это предположение верно, выручит твердое прямолинейное "нет". Человек настаивает? Одно из двух: ему либо на самом деле больше не к кому обратиться, либо совершенно безразлично, что он доставляет хлопоты. В любом случае - решение принимать вам.

"У одних "нет" звучит любезнее, чем у иных "да", - говорил Бальтасар Грасиан. Значит, дело не в отказе, а в том, как его преподнести. Помните, что вас никто не обязывал помогать всем и во всем. Не нужно думать, что при отказе на вас непременно обидятся. Сомневаетесь? А поставьте-ка себя на место просителя. Вы бы стали тратить время на обиды или обратились бы к кому-то еще? Обычно люди выбирают второе.

Отказывая, мы часто пускаемся в объяснения, извинения, вынуждая человека нас выслушивать. Ему важно решить вопрос здесь и сейчас, а горе-помощник лишь отнимает его время. Прямолинейное "нет" на самом деле не такое и жесткое: возможно, оно окажется более эффективным, чем ваша подмога. Услышав четкий отказ, проситель быстренько направит свои силы на поиски иного выхода из сложившегося положения.

В конце концов, нужно понимать, что, отказывая человеку сейчас, вы не отказываете ему вообще. Ответ "нет" вовсе не означает, что вы холодны и безразличны. Просто не будьте грубы, помните слова все того же Грасиана: "Позлащенный отказ легче проглотить, чем сухое согласие".



Вместе с "Учимся говорить "нет"" ищут:
 
Как научиться говорить Как научиться говорить "нет"?
Большинству людей сложно сказать «нет», когда к ним обращаются с просьбой. Часто это происходит из-за боязни того, что отказ испортит отношения. Как научиться говорить «нет»? И можно ли это сделать, не обидев собеседника ... Читать

Как защититься от энергетического вампира Как защититься от энергетического вампира
Каждый день мы общаемся с самыми разными людьми. С некоторыми разговаривать легко и приятно, другие же словно вытягивают из нас энергию, оставляя без сил. Таких людей обычно называют энергетическими вампирами.Попробуем р ... Читать

Как победить лень Как победить лень
Сейчас уже чуть ли не модно говорить о своей лени, прикрывая её красивыми словами. Так и превращаются в вечных прокрастинаторов. И проблемы эти у всех якобы исключительно из-за перфекционизма. А так ли это на самом деле? ... Читать

Как говорить комплименты Как говорить комплименты
C помощью слов можно добиться очень многого. Важно знать, как ими пользоваться. Вовремя прозвучавший комплимент может разрядить обстановку, переломить напряженную ситуацию и даже повлиять на личную жизнь и карьеру. Неуди ... Читать

Наказывать ли ребенка! И как правильно наказывать ребенка Наказывать ли ребенка! И как правильно наказывать ребенка
Самой актуальной темой среди родителей всегда была и остается тема, как правильно наказывать ребенка в той или иной ситуации, и стоит ли вообще наказывать ребенка. В течение своего развития дети ведут себя по-разному, не ... Читать


 
 

Добавление комментария
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Введите код:

 
 

 
 
 
Жилище | Кухня | Одежда, обувь | Красота и здоровье |  Материнство  | Важные мелочи | Хозяйке на заметку | Отдых | Коктейли
Главная | Регистрация | Добавить новость | Отказ от ответственности | Контакты | Статистика

Все пожелания и замечания по работе сайта присылайте на 3natok@gmail.com
Все права защищены и охраняются законом © 2016 3natok.ru
3natok.ru - полезные советы на все случаи жизни